Астраханская Федерация Альпинизма

Экстремальный портал VVV.RU
Главная » Статьи » Альпинизм

Эльбрус -туда и обратно

Вадим - спокойный, рассудительный социолог, человек имеющий определенную жизненную философию и я, физиолог, работающий в экспериментальной лаборатории –запихиваем свои огромные рюкзаки с торчащими из них ледорубами в рейсовый автобус Астрахань-Нальчик. Так началась поездка, которая сейчас была для нас уравнением с большим количеством неизвестных и заканчивающимся боОльшим вопросом за знаком равно…
А пока что за окном автобуса нам махали провожающие нас Оля и известная пара наших бессменных, альпинисток Наташа с Оксаной. Я знал заранее о чем они будут беспокоится и о чем переживать: в большей степени не о нашем здоровье и безопасности в горах а о том что бы мы доехали, что бы все получилось и мы взошли на вершину. И как сейчас помню, на их лицах читалось «не дрейфьте, будьте мужиками! все будет ништяк!!», а также почти отеческая радость и гордость что мы решились на эту аферу и наверное даже зависть. Хотя каждая поездка Астраханских альпинистов на Эльбрус всегда была этаким любопытным, неоднозначно спланированным, проходящим на задорном кураже событием:) Прекрасная способность что-то вычудить, всегда и везде успеть повеселиться, получить удовольствие от общения, переживать если не удалось добраться до вершины, но получить кайф от поездки и не разочароваться - это отличает нас от роботов для восхождений и иностранцев).
В автобусе я все время ел, пил совершенно безалкогольный яблочный сок, выходил на остановках и разговаривал с Вадимом на интересующие меня отвлеченные от реальности темы. Вадим делал все тоже самое, только иногда медитировал, (отчего я часто ошибочно думал что он спит), и почти ничего не ел и не пил. Мы прибыли утром, часов в 9, насколько я помню было очень жарко, хотелось есть и сразу оказаться на приюте. Ну что здесь скажешь? Мечты..
Нальчик южный город, и даже по своему опыту могу сказать, в этом отношении - чем южнее тем грязнее. В самом южном местечке России – деревушке Куруш в Дагестане – дома и ограды частично возведены из овечьих и коровьих какашек, имеют место быть протекающие через «дорогу» зеленые зловонные канализационные лужи, мухи, а также скот на улицах. Утром на Нальчикском вокзале конечно ничего подобного не было, но все же..
Первое что пришлось сделать сразу как мы оказались на твердой земле это заверить наглых таксистов, наперебой предлагающих свои услуги в том, что за нами обязательно приедут, причем параллельно нам самим очень хотелось в это верить. Собирая на себе взгляды вообще всех кто мог нас видеть, вызванные наверняка красивыми голубыми глазами Вадима, его хвостиком и интеллигентной внешностью, а также моими модными французскими косичками и обтягивающей черной футболкой, мы укрылись от нескромных взглядов в довольно скромном помещении Нальчикского вокзала. Вообще мы с Вадимом еще в автобусе нашли общий язык и с тех пор на протяжении всей поездки не переставали анализировать события и ситуации, в которых оказывались, постоянно находя в них изрядную долю юмора. Чуть позже, (занимаясь поиском ключей в кирпичной кладке) мы поняли что наше путешествие это квест - игра с загадками и неизвестными, в которой два персонажа с двумя рюкзаками и склонностью к рефлексии, пытаются добраться как минимум до хижины на приюте 11.
Итак, час назад Дядя Том нам сказал что приедет через 15 минут. Еще чуть-чуть и мы все вместе, с Дядей Томом, его женой и наверное товарищем стояли у машины и обсуждали направление нашей дальнейшей деятельности. Прежде всего оказалось что мы очень подозрительно выглядим, прямо как незаконные туристы, и в связи с этим нам на полном серьезе было предложено переодеться- Вадиму выдали старую, довольно грязную джинцовку, мне пришлось надеть черные носки(с открытыми светлыми кожаными сандалями, смотревшиеся просто кошмарно), спортивные трико и мою куртку. И как раз в то время как Дядя Том рассказывал нам что надо быть как можно незаметнее, и сливаться с народом чтобы не попасться ментам, у меня в рюкзаке видимо что-то сместилось и на всю громкость врубился режим «АЛЯРМ» моей рации, в следствии чего эта сука начала верещать на манер милицейской сирены как-бы говоря всей милиции вокзала города Нальчик: подходи, не стесняйся, здесь, б_я, Астраханские туристы что-то мутят.. Далее картина: по мере того, как я(конечно сильно второпях) краснея и бледнея выкидываю на землю все из рюкзака, пытаясь скорее добраться до рации, находящейся как раз где-то в центре - призывный звук ее становится все громче а выражение лиц у стоящих вокруг меня участников готового погибнуть так и не родившись заговора становятся все более охриневшими, может даже и печальными. Мне пришлось оглядываться чтобы видеть не собирается ли кто из них стукнуть меня по башке чем ни будь тяжелым и убраться подальше от места происшедствия.. Однако ничего страшного не произошло и скоро я обезвредил рацию вытащив из нее аккумулятор. Кто-то сказал: представляешь, если бы она в автобусе включилась?..
Далее строгий запрет был наложен на любые аксессуары – мп3 плееры, очки, часы, цепочки и т.д. Дядя Том посмотрел на нас уже переодетых. По плану теперь мы не должны были походить на туристов и выделяться из толпы, но что-то выдавало нас с головой. Поняв что окончательно сделать нас похожими на людей точно не удастся, на последок он заповедовал нам срочно, в ближайшем магазине купить кепки, подключить две местные сим карты, а мне - больше никогда не заплетать французские косички перед поездкой на Кавказ.
План теперь у нас был такой: наши рюкзаки на своей местной машине с местными номерами забирает Дядя Том, мы едем до Нейтрино, там ночуем в его квартирах(!), на следующий день выходим на остановку, где встречаемся с ним в рейсовом автобусе, следующим до Терскола уже с нашими рюкзаками. В Терсколе нас встречает его человек на машине и довозит до Азау. Там мы созваниваемся с канатчиком и нас поднимают до мира, откуда мы идем до бочек, где ночуем, а оттуда своим ходом поднимаемся до приюта. Там ночуем, и следующей ночью (своим ходом:) поднимаемся на вершину, потом спускаемся. На следующий день довольные едем домой, где сурово материмся, курим и рассказываем страшные истории.
Мечты…
Реальность:
Мы с Вадимом двинулись в давно замеченный нами магазин «головные уборы», находящийся через дорогу. Надо сказать что кроме нашего конспиративного одеяния, призванного сделать нас незаметными, еще мы выделялись большим и не очень новым пакетом неопределенной формы, в котором несли вещи первой необходимости то есть деньги, мобилы, документы, еду, купленную в ближайшем магазине, очки и налобный фонарик. Очутившись в приличном месте мы отставили в сторонку пакет и совершенно спокойно, перемерив полмагазина кепок и бейсболок выбрали пару на наш взгляд наиболее нейтральных. Одев кепки и таким образом завершив свой образ мы зашли в соседнюю дверь, за которой как раз находилась небольшая уютная Нальчикская кафешка. Я не удивился. Честно, даже понимающе улыбнулся, когда официантка  увидев нас прямо с порога спросила: издалека ли приехали ребятки? Туристы наверное? Куда собираетесь?:) Комментарии излишни.. Устало сняв кепки и выслушав скромное меню мы заказали фирменное блюдо – фаршированные перцы с картофелем. Как сейчас помню. К чести южного города Нальчик: одно из лучших впечатлений поездки. Порции и сами перцы оказались восхитительны - островатые, горячие, поданные в деревянных глубоких мисках, вкусные до невероятности. И ко всему цена, которую мы за это заплатили оказалась более чем скромной. Пообедав мы записали телефоны друг друга и Дяди Тома на клочках бумаги, спрятав кто-куда. Вообще по этому поводу приходили в голову разные мысли. Мы не на Малибу, а в России, на Кавказе делаем что-то незаконное, я лично не был уверен что если нас обнаружат то дадут доброжелательного пинка в обратном направлении и атсолютуют на прощание. Кто его знает, хотя бы ментовской беспредел никто не отменял. Могли оказаться без вещей, денег и телефонов на трассе хер знает где, а могли и в отделении с отбитыми ОМОНом почками. Последнее предположение сделал Вадим.. Так что не смейтесь, сначала попадите в такую ситуацию и может бумажка с телефоном покажется Вам не такой уж безумной идеей..
Сытые и довольные, вежливо попрощались с милой официанткой и выслушав от нее всевозможные пожелания счастливого пути двинулись к автобусу, до отъезда которого оставалось уже 10 минут.
Не так просто ехать на рейсовом автобусе Нальчик-Терскол до остановки Нейтрино. По пути около 10 постов на любом из которых могут проверить документы, а иногородним въезд на территорию ущелья запрещен, ввиду КТО, связанной со взорванной канаткой и растреленными туристами. Поэтому нам предлагалось зайти в автобус по отдельности, сесть на разные места, не общаться и ничем не выдавать себя., на проверки документов не выходить, делая вид что спим. Первое время я действительно притворялся но потом где-то на третьем посту честно заснул и больше таким образом больше не врал органам правопорядка. Вадим вроде тоже дремал.
Почти для каждого этапа нашего путешествия (на случай задержания), у нас была придумана своя легенда. С первой, для нахождения в Нальчике ДО отъезда нам помог Дядя Том: на случай если нас остановят менты и проверят наши Астраханские паспорта - типа мы альпинисты, да из Астрахани, но едем в Безенги, но только завтра, рюкзаки у группы, а они как раз завтра и подъедут. Этим удачно объяснялось почему мы без вещей и что вообще здесь делаем. Легенда для поездки на автобусе: Мы едем к нашему другу и товарищу отдохнуть в Нейтрино. Легенд для промежуточных ситуаций не было, был Русский пофигу и прокатит - пролетит. Легенда для возвращения: поднимались с севера, началась непогода, сбежали с юга. Печальные лица и уход в затемнение.. Как-то так. А пока мы подъезжали к Нейтрино.
Вот уже и определились первые задания нашего квеста. Основные и побочные миссии. Раздобыть кепки, подключить симки, доехать незамеченными до Нейтрино. Там будет два девятиэтажных здания. Найти то на котором изображен ядерный взрыв, сильно не светиться(Дядя Том часто нам это повторял:) второй подъезд от конца, 8 этаж. В КИРПИЧНОЙ КЛАДКЕ, которая мы забыли уточнить где находится, найти связку ключей, после чего отпереть подходящим черную железную дверь, расположиться в понравившейся комнате и ничего не делать до созвона на следующий день.
Выйдя на остановке мы дошли с местными до девятиэтажек, и во многом благодаря Вадиму сразу нашли нужную и подъезд. Это он распознал в странном диковинном цветке, выложенном мозаикой на стене дома ядерный взрыв, а тащиться разглядывать следующий, что бы сравнить какое изображение больше похоже на взрыв просто поленился. Повеселиться пришлось с упомянутой в задании кирпичной кладкой, оказавшейся напротив лифта на 8 этаже. Здесь пригодился атрибут – налобный фонарик и вскоре мы нашли ключи от коридора с несколькими квартирами. Пока мы безвылазно сидели на конспиративной квартире. Я несколько раз подбивал Вадима сходить за алкоголем на что он предложил лучше не рисковать и провести эти сутки не напившись. Жестокость напарника, плюс тишина, почти полное отсутствие людей и горная панорама в окне - благодаря всему этому не покидало ощущение что мы пережидаем что-то в тылу врага:)
На следующий день примерно в 2 мы стояли на остановке. В подъехавшем автобусе находился Дядя Том и наши вещи. Мы заплатили ему за услуги, он дал нам последние наставления, телефоны канатчиков, нашего связного:) в Терсколе, и через несколько минут вышел из автобуса. В Терсколе нас ждала маршрутка, которая в скором времени без приключений доставила нас и одну местную пассажирку до Азау. Погода не радовала. В Нейтрино было еще ничего, но в Азау из маршрутки мы вышли уже под дождь. Явно чем выше, тем хуже была погода и нас посещали невеселые мысли, а что же тогда там?!
Канатку включили для нас двоих)), ощущение конечно необычное. Зона отчуждения, Эльбрусский чернобыль. Я помню что однажды мы здесь полтора часа стояли в огромной очереди, заполнившей весь коридор. Теперь плавно покачиваясь одни доезжаем до кругозора, проходим по пустой станции, где садимся в следующий вагончик. На Мире тоже все пусто. Только подошел какой-то абрек взять у нас деньги. В полнейшем одиночестве у лестницы мы переодели наши трико с летними сандалями на штаны и горные ботинки готовясь к выходу. Знакомые Дяди Тома и канатчики кончились. Люди позади, впереди далекий, огромный Эльбрус. Теперь все зависело только от нас.
II
На бочки мы пришли в ледянющий ливень и через час уже стемнело. Расположились в столовой, впринципе неплохо. Я брал с собой термометр- в помещении было где-то +6 +7. Исчезающая в горах привычная городская привередливость и к погодным условиям в том числе, это нормальная реакция. Утром около восьми двинулись дальше.
На подходах к приюту я так в_е_ся, что на следующий день не пошел аклималку к скалам Пастухова. Вадим за компанию тоже не поперся. Хотя он ходит как робот. Не останавливается почти никогда и воду почти не пьет. Но это конечно зря. Хотя нет, останавливался – когда меня ждал)) Наверное он не особо был в восторге от моего хождения, даже спросил с опаской: Дим, ты ведь на Базардюзю в Дагистане ходил нормально? Я заверил его что отлично..
Выход назначили на следующий вечер после того как пришли на приют. Ровно на 12. Я вспомнил наставления Леонова и не взял штурмовик, а пошел с 90 литровым. Лишний риск был не к чему. Вообще погода с низу доверху все дни была дерьмо полное. В вечер перед выходом созвонившись с Дядей Томом попросил его узнать погоду. Прогноз на эту ночь а также следующий день был отличный и мы пошли. Вышли конечно полпервого. Надо отметить что в виду контр террор операции в приэльбрусье - район Эльбруса полностью официально закрыт. По крайней мере с привычной нам южной стороны. Нет толп лыжников и бордеров, не работают прокаты, гостиницы и канатка, десяток замерзших ретраков стоят рядышком на бочках. Эльбрусский псо на приюте вообще закрыт, ни одного МЧС-ника нет. Так что нам не приходилось наедятся что случись что - ночью с фонариками на наши поиски выйдет несколько опытных но суровых с похмелья МЧС-ников и спасут нас сурово матерясь!
Однако все это не уменьшило у меня желание свершить задуманное, а лишь заставило еще больше задуматься.. Таким образом у нас с собой было все на мой взгляд что могло спасти жизнь или помочь выжить в экстремальной ситуации. Большая железная кружка, микро-горелка и маленький баллон газа должны были какое-то время обеспечить нас водой, крышка от сковороды из походного набора посуды – помочь выкопать снежную яму, рации – переговариваться пока не надоест в случае форс-мажора, две полых алюминиевых трубы, гордо торчащие из рюкзаков напоминающие два громоотвода на случай грозы, с привязанными к ним двумя оранжевыми пакетами 25кг, но об этом позже.., химические тепловые стельки на случай замерзания ног, красные сигнальные ракеты с ракетницей. Пожалуй не хватало большого пластикового пакета с кровью.. В итоге газовый баллон я выкинул на середине косой полки, химические источники тепла для ног, которыми воспользовался Вадим и на которые мы больше всего надеялись почти не сработали.. Незадолго до выхода обсуждая варианты непогоды мы задумались о том что желательно как-то отметить выход на косую, чтобы его было видно с седловины, а также место где она заканчивается и начинается прямой, как взлетная полоса спуск к Пастухова. Так родилась идея с двумя вешками. Я вышел из хижины оглянуться в поисках двух достойных этой идеи деревянных веток(!), кроме них,(вообще поразительно что они там были на 4200), мой взгляд упал на пару алюминиевых трубок, которые были вешками на прошлогодних редфоксовских соревнованиях и сейчас валялись по всему приюту кем-то заботливо вырванные. К ним и были привязаны в стиле 2 небольших флагов гордые Астраханские оранжевые пакеты. Тогда идея показалась мне разумной..
Свой мини громоотвод я действительно воткнул где-то в конце косой и на обратном пути, еле виднеясь с седловины он приятно радовал глаз, оранжевым пятном выделяясь на кипельно - белом склоне Эльбруса. Вадим своим так и не воспользовался, промотав его до косой и обратно. Во время восхождения мы несколько раз остановились сфотографироваться и он наверное до сих пор отвечает на вопросы типа: что за палка довольно нехило торчит у него из рюкзака..
А рации нам, а именно мне действительно пригодились. Так вышло что Вадим, пройдя уже начало косой повернул назад. Я сначала не воспринял это с большим энтузиазмом, но погода была отличная, подыхать в горах я давно привык так что не видел причин возвращаться вместе с ним.
Смело заблевав косую я двинулся дальше. Делая частые остановки и обманывая себя мыслью как мне будет легко и весело спускаться на обратном пути, дошел до седловины. Воды оставалось чуть больше четверти 0,6 литровой бутылки из под спрайта, и то там уже плавали заметные кристаллики льда. Термометр я с собой не взял, но помню что до косой вода была нормальная, а бутылку я все время нес в рюкзаке.
Нашел себе небольшой снежный холмик, бросил рюкзак, пендель и упав на все это завел таймер на 15 минут. Передо мной 350 метровая стена Эльбруса. Не нравилось то, что вершину теперь видно не было, что лишало привычного Эльбрусского наваждения о том что все намного ближе чем кажется. Это мой самый любимый морок, который в горах всегда очень помогает. Уже на приюте кажется что до вершины рукой подать.. А теперь я вижу большую стену, и вершина находится на ней, причем неизвестно где, и непонятно где начинать на нее идти, на эту стену - чуть левее, посередине где скальная гряда или там, подальше.. Но в результате все получилось. Я бросил на седловине рюкзак с фотоаппаратом, ледорубом и прочими вещами, (упрекнув себя что не оставил его еще на приюте:), одел пуховку, распихал по карманам остатки воды, рацию, мобильник и скоро нормально забрался на плато. Там обнаружил несколько возвышений, каждое из которых могло быть вершиной. Сомневался недолго. Следы и вешки вели к самой дальней. Через какое то время я стоял на вершине. Теперь точно знаю, когда настолько устал - радоваться оказывается тоже тяжело.. Меня некому было сфотографировать, я знал что предстоит еще часа 4 спуска, с ужасом думал о том, что на косую надо еще и подняться, и какое-то время идти по ней в верх, ко всему этому очень «хорошо» себя чувствовал. Я помню что дал себе побыть на вершине еще три минуты и начал быстро спускаться. Но ни одной секунды я не жалел что ради этих 5 минут тащился 11 часов забивая на жуткую тошноту, усталость, холод и все прочее. Помню чувство абсолютной законченности - буд-то собрал огромный пазл, а эти 5 минут что я стоял на вершине были последним, самым маленьким и самым важным его фрагментом..
Спуски мне всегда очень хорошо давались, так что здесь я не видел особых проблем. Правда скоро кончилась вода и начало жутко палить солнце. Настолько что губы почти сразу потрескались и вытирая их платком я снимал сгоревшую коричневую кожицу. Пришлось снять лишнюю одежду. Остался в легкой потоотводной термокофте и флиске. Точно помню что так я не уставал никогда и сейчас, вспоминая подробности точно не смогу назвать этот спуск легким. Ужасно хотелось пить. На остановках скатывая снег в ледышки рассасывал их, получая пол глотка ледяной воды. Позже, примерно между косой и Пастухова начались бабочки. Черно-оранжевые крапивницы порхали невысоко над землей иногда садясь на снег. Я встречал их каждые 20 метров почти до приюта. Там они исчезли. Какого черта они там делали? Что я там делал? Их присутствие символизировало мое. Глупо, неорганично, бесцельно. Бабочка, побывавшая на Эльбрусе..
Часа 2 назад появилась ужасная боль в легких во время дыхания. Такая, что вдохнуть полностью было очень сложно. В принципе это не очень пугало, что-то похожее получилось во время прошлой поездки. Было понятно что это скорее всего от постоянного глубокого дыхания холодным воздухом и поглощения ледяной воды, которую кстати удалось набрать достаточно только недалеко от нашего осиротевшего ПСО.
Я подходил к хижине на приюте. Здесь мозг уже не выдержал и дал организму расслабиться. Повалился на сыпушку за 2 метра от входа прямо среди всякого мусора, теперь в изобилии валяющегося вокруг на приюте. С трудом снял кошки и бахилы. Когда зашел в помещение пить уже не хотелось, не хотелось ничего. Я опустился на нары, легкие болели через спину так что скоро пришлось перевернуться набок:))
На следующий день я посмотрел на себя в зеркало проверить что-как) – кожа ниже уровня глаз и шея были сплошным красно коричневым пятном. Завтра мы нормально спустились до Азау. Там нас встретили на машине. На обратном пути, когда я на остановках выходил из автобуса на меня недоуменно пялились люди. Ну и дальше дорога домой..
Несмотря на то, что как я уже писал приэльбрусье(?) закрыто, практика показала что немного желания и удачи вполне способны довести человека до желаемого. Естественно нам было проще, так как нас двое, а не группа. Судя по многочисленным разговорам с местными они в отчаянии. Всякого рода бизнес, связанный с туристами, такой как - гостиницы, прокаты, продажа сувенирчиков и шерстяной одежды, ретраки, канатка – естественно полностью отсутствует. Никаких внятных прогнозов никто не дает. Никто даже не мог сказать откроется Эльбрус этой зимой или нет. Думаю потому, что это один из тех неприятных факторов, который можно назвать непредсказуемым.
Увидеть фотки с этой поездки можно у Себастьяна Серегина в контактах в альбоме Эльбрус. Туда же можно задать любые вопросы.
Категория: Альпинизм | Добавил: Тёплый (19.09.2011)
Просмотров: 1148 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 5.0/1
12 Градиентное_Лу
мамачка))) ладно, не оставлю без внимания "Теплые"старания, да не побоюсь прочесть 500 тысяч миллионов символов, писал же он их два года))

11 №_850
Прочитал по твоей наводке. Спасибо, Дима. Тронуло.

9 Валерий_Казаков
Молодец Дима!порой только дружеский пендель является причиной решительного шага вперед.И именно поэтому мы сегодня читаем такую прекрасную статью!! biggrin

7 Катерина
Дим, только напишите хоть где-нибудь на какую вершину ты ходил Западную или Восточную!

8 zaro
"350 метровая стена Эльбруса" это означает что на западную он поднялся,Катюш.На восточную подъём пологий но более продолговатый.

10 Тёплый
Вот Леха, как никто понимает мое мышление:)) Точно - на левую!

6 Катерина
Дима, тебе просто необходимо выложить статью на риск (только чуть-чуть подкорректировать для цензуры). Поверь, очень многие альпинисты и не только скажут тебе огромное спасибо!

3 zaro
Отличный эмоциональный красочный рассказ! Поздравляю, Димон, с личной победой! А отсутствие людей по всему маршруту,ваще делает ваше восхождение каким-то сюрреалистическим.

4 Тёплый
Уже перед выходом на плато я видел вдалеке спускающуюся группу, которые зашли с севера. И сноубордиста, который съезжал недалеко. Увидев меня он остановился, я подгреб поближе и мы немног поболтали. Но сюрреализма это не убавило:))

5 Тёплый
И спасиб за поздравления дорогой, оч приятно

1 Сладкая
ну ощень большой рассказ....Теплый писатель блин, молодец!!!