Астраханская Федерация Альпинизма
Приветствую Вас Гость

Меню сайта
опросы
Кто что ищет в горах?
Всего ответов: 135
ПОГОДА
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
VVV
Экстремальный портал VVV.RU
Главная » 2011 » Март » 5 » Срыв... что чувствуешь, когда из-под кошек уходит снег
14:11
Срыв... что чувствуешь, когда из-под кошек уходит снег


Откуда-то издалека слышу:
- Лёша, стой!!! Катя упала!!!
И сразу же ещё мысль: «Вот сейчас кто-то кошками упадёт мне на голову!»


Ничего не предвещало неприятностей.
Вчера встретили Новый Год. Покушали, попили кагора, и чтобы слишком не нарушать режим, не стали ждать полуночи по местному времени, а легли спать в 22-00, решив, что если в Красноярске Новый Год настал, то можно и вздремнуть.
Ну а ночью началось. Задул ветер в 3 часа ночи и всё пытался сломать палатку. Так что пришлось её держать до рассвета. Ближе к рассвету ветер немного поутих, позволив немного покемарить.
Далее всё как обычно: позавтракали, собрали лагерь, надели обвязки и кошки, обвязались и пошли.
Сегодня предстояло немного поработать: выйти с тела ледника в ранклюфт, пройти по ранклюфту под взлёт перевала, и залезть на него.
Около ранклюфта монолитное тело ледника расслаивалось трещинами на пластины и переходило в заморенненные ледовые холмы, которые выводили в ранклюфт и далее на осыпь около ледника. Надо было лишь найти проход.
Путь выхода с тела ледника я просматривал ещё вчера. (Перед сном ходил на разведку.) Всё читалось хорошо. Был лишь небольшой сложный участок: надо было пройти по ледовому мосту. Тогда, при разведке, хотелось пройти дальше и посмотреть побольше… но что-то меня остановило, то ли лень, то ли шестое чувство…
…С утра было холодно, поэтому я надел поверх ботинок бахилы, как впоследствии окажется, что напрасно я это сделал…

Итак, упаковав лыжи за стяжки рюкзаков, связкой начали путь к перевалу. В одной руке лыжная палка, в другой – ледоруб, вернее ледовый интсрумент. Полный вперёд!
Я шёл первым в связке, Катя вторая, Глеб последним. Идём бодро…
Вскоре подошли к ледовому мосту.
Наверное, тут меня что-то не остановило, какой-то подсознательный датчик опасности не сработал. Понадеялся, что снег должен быть хорошо зафирнованным и держать не хуже, чем летом…
Прохожу метра два по мосту, дальше идёт снежная перемычка, и с размаху наступаю на неё…
…сразу же земля ушла из под ног…
Даже инстинктивное откидывание тела назад и взмах руками в стороны не успеваю сделать, просто не успеваю…
Дальше несколько секунд как в компьютерные спецэффекты в фантастическом фильме, только замедленные. Такая вот «Матрица», вдобавок к этому чёрно-зелёный цвет льда придает какое-то сходство с этим кинофильмом. Как будто ты стоишь на месте, а перед тобой всё растет и растёт вверх, всё тянется куда-то в небо, ввысь.
Перед глазами проплывают картинки:
«Снег»
«Лёд»
Говорят, что перед смертью перед глазами пролетает вся жизнь…
Такого не было. Но пролетела в мозгу мысль: «Как же жена будет с двумя детьми жить дальше…»
Откуда-то издалека слышу:
- Лёша, стой!!! Катя упала!!!
И сразу же ещё мысль: «Вот сейчас кто-то кошками упадёт мне на голову!»
И опять перед глазами спецэффекты.
Мозг наслаждается данным зрелищем - то ли резкого подъема вверх окружающего рельефа, то ли моего полёта вниз, ему пока это не понятно. Поэтому он и не реагирует – даже крикнуть – и то не кричишь, как положено «Срыв!».
Время тянется долго, словно капля мёда, что повисла на краю ложки, медленно отрывается от края, зависает в воздухе, держась хвостиком за край, и растягиваясь плавно и не спеша падает на пол.
А картинки уносящегося вверх льда всё мелькают и мелькают перед глазами…
Но вдруг одна картинка не пожелала ехать как все наверх. Я остановился.
Повис.

Да и хорошо повис – ноги внизу, голова вверху.
В голове мысль: «Как хорошо жить!»
И ещё одна: «Хорошо, что никто сверху не прилетел!»
Дальше надо побыстрее выбираться отсюда!
Прихожу в себя от большой дозы адреналина, впрыснутого в кровь организмом за время полёта. Ноги-руки вроде целы, ничего не болит. Кругом темно. Протираю очки от снега, который забился под стёкла при полёте. Так немного светлее.
Осматриваюсь вокруг, гляжу наверх.

Кругом небывалая красота, редко такое увидишь.
Зелёный лёд, вокруг сосульки, внизу сужающая пасть бездна.
Какая-то фантасмагория.

Кричу вверх что жив. Надо же сообщить наверх эту прекрасную новость! Ответа не услышал. Покричав немного, решаю не тратить сил на сотрясание воздуха. Тешу себя надеждой, что меня услышали и немного успокоились, что я живой.
Снимаю бур с системы и заворачиваю в лёд.
В то время пока верчу бур, с руки слетает палка и летит вниз. Провожаю её тоскливым взглядом – жалко, ну да ладно. Хорошо, что ледоруб пристёгнут на усе самостраховки к системе.
Бур в лёд идёт тяжело, но всё же идёт. (ведь не зря перед поездкой его точил!) Завернул его чуть больше половины, дальше уже не получается вертеть. Зато тут внизу лёд хороший, выдержит.
Вщёлкиваю в него самостраховку.
Вот теперь надо осмотреться вокруг. Что перед собой я вижу: лёд и далее расширяющаяся в стороны трещина. Сзади я рюкзаком во что-то упираюсь. Похоже, позади меня трещина сужается.
Через ус самостраховки пристегиваю рюкзак к буру, чтоб не улетел. В нём так много лежит всякого ценного и полезного, особенно палатка…
Вылезаю из лямок рюкзака. Рюкзак вроде как заклинило, точнее я его спиной прижимаю к сходящимися у меня за спиной стенками трещины. И вроде он пока не собирается отправиться следом за лыжной палкой, но придерживаю его руками, на всякий случай. Вылезти то из лямок я вылез, а вот дальше начались проблемы. Верёвка, на которой повис, идёт не прямо сверху, а снизу, из-под рюкзака с левой стороны. Похоже, что она при срыве угодила под лопату, которая пристёгнута за стяжки слева.
По этой причине не почувствовал рывка при остановке падения.
Пытаюсь развернуться. Тут начинают тянуть верёвку вверх, и получается, что меня тянут под рюкзак. Приходится орать во всё горло, вобрав в послание наверх всю силу и мощь объёма легких и русского языка, чтобы перестали тянуть, и что я сам вылезу. Тянуть перестали.
Снова пробую развернуться и вщёлкнуться жумаром в верёвку. Не сразу, но это получается!
Теперь вщёлкиваю самострах рюкзака в петлю основной верёвки, на которой я вишу. (Каюсь, было ошибкой то, что сразу, при начале движения в связках, этот самострах не был вщёлкнут в рюкзак)
Ещё немного мучаюсь, решая такие вопросы, как: выщёлкивание рюкзака из уса самостраховки и выщёлкивание себя из петли на верёвке. Последний вопрос решался особенно долго, учитывая сложную топологическую схему, состоящую из всяких усов самостраховок, бура, завёрнутого в лёд, жумара, самостраховки рюкзака, и конечно же, верёвки, особенность которой в том что она зажата под лопатой…
Пока я возился, решая эту непростую задачу, меня всё же несколько раз пытались тянуть наверх. Наверное там на верху меня заждались, и решили вытащить. Пришлось снова прибегать к мощи и силе сочетания легких и русского языка. Работало. Рекомендую.
Пока работал, вниз улетел коврик. Вслед за палкой. И снова тоскливый взгляд в бездну.
Коврик был пристёгнут к низу рюкзака стяжками. И одну из стяжек вырвало – шов не выдержал нагрузки, хотя фаст целый. Похоже, что при полёте коврик принимал на себя удары о неровности стенок трещины, тормозя таким вот образом.
Наконец-то с топологией покончено, и можно лезть наверх.
Но лезть вверх не так-то просто. Передние зубья кошек, за долгие годы походов уже достаточно сильно сточились, и плохо держат на зимнем льду. И это несмотря на то, что перед походом я их дома заточил. Да и к тому же бахилы, которые я надел с утра поверх пластиковых ботинок, немного закрывают передние зубья…
В общем ситуация не из лучших – кошки держат плохо, скользят.
Вся надежда на ледовый инструмент и силу рук. Как же хорошо, что у меня нормальный ледовый инструмент, а не тривиальный ледоруб.
Потихоньку начинаю лезть вверх. Забиваешь инструмент понадежнее в лёд и подтягиваешься. Жумар толкаешь вперёд – отыграли сантиметров пять, а то и десять. И снова за инструмент.
В это время кошками царапаешь поверхность стенок. Иногда получается найти площадку под ногу. Порой лезешь в распоре, сочетая скалолазную технику с ледовой, найдя зацепки на поверхности стенок трещины. Благо стенки трещины сходятся, а во льду встречаются местами хорошие зацепки.
А к низу, вглубь трещины, идет верёвка, на которой висит рюкзак, а за рюкзаком зеленый лёд стен трещин устремляется в чёрный провал.
Порой те, кто наверху, пытаются тянуть верёвку. Уже не кричу. Просто ждешь полминуты, отдыхаешь. И смотришь, как верёвка протравливается через жумар, уходя в солнечную высь…
Периодически кричу что жив, а то может где-то там, наверху волнуются…
…пять метров,
…четыре метра,
….три метра,
…два..
Ну а надо мной уже заснеженные края трещины.
Расширяю пространство над головой – инструментом обрушиваю весь снег на краю трещины вниз. Наверное, наверху, обрадовались, увидев как штычок инструмента гуляет по краям трещины, расчищая её от снега. Ведь нетрудно им догадаться, что я уже почти вылез, и нет неизвестности по тому обстоятельству, как глубоко я нахожусь и, что самое главное, способен ли я сам выбраться.
А вот уже и верёвка из вертикального положения уходит куда-то вбок, прорезая снежно-ледовый склон. Ухватившись руками за края трещины, вылезаю из неё наверх и сажусь на краю.


Кричу, чтобы сделали из второго конца верёвки петлю и кинули её мне. И приняли бы меня с верхней страховкой.
Дождавшись петли, вщелкиваю её в грудь, освобождаю жумар и очень осторожно выхожу к месту станции…
Постепенно отхожу от пережитого шока и прихожу в себя.
…Потом мы вытащили рюкзак.
На этом можно рассказ закончить.

PS. Пользуясь случаем хочу сказать слова благодарности:
Фирме Кант за предоставленное снаряжение как награду за победу в конкурсе на самый экстремальный Новогодний проект.
Просмотров: 813 | Добавил: Катерина | Теги: альпинизм, Астраханская Федерация Альпинизма, срыв | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Срочно в номер
Поиск
Смотрите так же
  • Федерация альпинизма России
  • Мы вКонтакте
  • Risk-этим все сказано
  • Mountain-это интересно
  • Ирбис -наши друзья
  • Альпбаза Уллу Тау
  • Мини-чат
    .
    ..